
Солнечное утро настраивало на позитивный лад. Вот только Любовь Александровна подкинула палок в колеса, заявив, что заболела. Фотограф всячески хотела лодырничать и не использовать свои приобретенные навыки в запечатлении столь значимых исторических мест, ну и Александры Владимировны заодно.
- У меня горло болит! - хрипотцой жаловалась она и закатывала глаза.
С таким настроением мы купили билеты и вошли на территорию замка. Сама природа становилась расстроенной и всячески пыталась сгущать над нами тучи.

Раньше единственный проход в замок был по центру центральной башни. Состоял из двух частей: вход и выход. Его закрывали дубовые ворота, перед которыми со второго этажа спускали железную решетку.

Конец XV-начало XVI веков было спокойным временем для Великого Княжества Литовского, поэтому считают, что постройка замка Юрием Ильиничем имела представительский характер. Предположительно, первый этап строительства приходится на 20-е годы XVI века. За это время возводятся четыре башни, соединенные стенами. При этом замок обладал хорошими оборонительными характеристиками: стены были в толщину до 3-х метров, а выкладывали их, как и башни, из трехслойного кирпича и камня с прорезанными в нижней части бойницами.
Заходим во двор, оглядываемся вокруг.

Александра Владимировна вспоминает свою прошлую поездку и жалуется, что шел дождь.

Увы, злой рок преследовал род Ильиничей. Умерли четыре сына, а затем и внук Юрия. В 1569-м году новыми владельцами замка становятся Радзивиллы. Значимый вклад в продолжении строительства вносит Николай Христофор Радзивилл Сиротка. При нем крепость принимает черты ренессанса.
Замок обносится земляным валом, выкапывается ров, который наполняется водой из речки Миранки и Замкового ручья. Попасть на территорию можно было только через подъемный мост.
Мирский замок в начале XVII века. Реконструкция по материалам М. Ткачева. Рисунок Я. Кулика.
У северной и восточной части воздвигается трехэтажный дворец.

Соответствующая табличка ведет нас к началу экскурсии. Заходим...
Я чуть было не поднял руки вверх, начиная вспоминать где мой паспорт, заплатил ли налоги и
В конце фойе находился лифт. Отделка и интерьер напрочь заставили забыть о том, куда мы пришли. Но, бравые ребята не дали нам растеряться и сказали, чтобы мы следовали по табличкам.
Спустились в подземелье.
Разница с Несвижским замком видна на лицо. Особенно в "аккомпанементе", в виде сопроводительных листиков с описанием залов и экспонатов: отсутствовал текст на английском и белорусском языках, все только на русском, зато содержание было более развернутым. После чего, я усомнился в значимости аудиогида.
Кухонная изба.

Где-то тут находится помещение для обработки продуктов.
Листик с текстом рассказал нам, что важные место в рационе жителей Великого Княжества Литовского были рыба, мясо и все что относится к собирательству.

В зале демонстрируется посуда XVII-XVIII веков.

Кладовая.

Весовая. Тут показаны условия хранения продуктов. Все бочки, ушаты и так далее, относятся к началу XX века.

Поговаривают некие литературные источники, что съестных запасов должно было хватать на три года предположительной осады замка. Естественно, харчи предназначались не только хозяевам, но и их окружению.


Винный погреб.


Тут и подошел к концу осмотр подземных выставочных залов дворца.
Перед началом экскурсией, но во все том же подземелье, мы заметили вывеску "Ресторан". Именно сейчас туда и идем. К этому нас подтолкнуло 2 фактора: 1-й - это то, что мы проголодались и 2-й - хотелось закрасить впечатления после вчерашнего запоминающегося ужина в Несвиже.
Вся посуда напоминает о том, где мы. А это, как раз-таки, скрашивает время ожидания приготовления заказанных блюд, заставляя разглядывать керамические произведение, явно, местных мастеров.
Подождать пришлось порядком, что уже наталкивало на позитивную мысль о свежих продуктах.

И вот, барабанная дробь, принесли! Это шарлотка!

Я ем драники с грибным соусом!

Обрадованные увиденным, мы в миг все проглатываем, при этом не забывая это дело обсудить. Несмотря на довольные улыбки во все зубы, в глубине души, нас мелким пакостливым коготком изнутри царапает обида от того, что мы так вчера облажались с выбором места для вечернего отдыха.
Хотя, туристы (предположительно из Франции), в обществе местного экскурсовода, не дождались заказанного блюда и вписали свое возмущение в Жалобной книге в 3-х томах.
Десертные блинчики с творогом и мороженным!

После сытного и приятного обеда выходим вновь на замковую площадь. Продолжение экскурсии ведет в подземную тюрьму. Все лесенки узкие с высокими ступеньками.


В принципе, внутри ничего особенного. Несмотря на это Александра Владимировна тряслась до ссыкаты. Это на нее так повлияли байки местных сторожей. Оказывается, когда-то давным давно, пару месяцев назад, после массовых экскурсий замок закрыли. Охранники услышали плачь ребенка. Он доносился из тюрьмы. Когда они открыли дверь, перед ними стояла девочка. Когда они начали к ней подходить, то она, словно водой из ведра упала об пол и исчезла, после чего по помещению стал чувствоваться трупный запах.

Рекомендую ехать в Мирский замок в будние дни, иначе часть времени будете тратить на то, чтобы ждать пока мама и папа с тремя детьми будут выходить или заходить вам навстречу. А если вы собираетесь залезть на пару башен, то частая встреча с другими туристами может еще сопровождаться фразами "Дорогой, я больше не могу, я боюсь высоты, я буду жить прямо тут! Принеси мне курицу с машины."

Продолжаем осмотр дворца. На втором этаже большой зал посвящен всем достопримечательностям Беларуси. Тут собраны макеты замков, храмов и соборов, также есть фотографии и рисунки. На самом деле, очень интересно! Особенно для тех, кто еще планирует продолжить знакомство с потомком Великого Княжества Литовского.

Замок в Гродно, XVI века. На самом деле впечатляет, жаль, что от него мало чего осталось.

Замок в Новогрудке. Или как называли в древности - Новогородок. Туда, кстати, мы поедем после Мира.

Макет костела Иоанна Крестителя, 1603-1606 года. Находится в Камаях.

Если бы не дамы, то я бы остался ночевать в том зале! Но настоятельные пожелания "Пошли дальше!", все-таки, взяли вверх.
Вот теперь точно становится понятно, что стены Мирского замка - это всего лишь оболочка музейного комплекса, а не реставрация грандиозного поместья. Хотя, при этом, чувства некого негодования, что нас где-то обманули, как это может показаться в стенах Несвижского замка, у меня не присутствовало. Все экспозиционные залы выглядели вполне логично и самодостаточно, что ли.
Рыцарские доспехи. Они самые маленького размера на переднем плане показывают, что рыцарство было серьезным увлечением в то время. Кстати, Юрий Ильинич, не тот Юрий, который начал строить замок, а его внук, получил графа Священной Римском Империи "На Мире" за рыцарские заслуги при дворе императора Фердинанда II.

Знаменитая гравюра Томаша Маковского. Карта Великого Княжества Литовского была напечатана в Амстердаме в 1613-м году.

Один из нескольких фамильных древ хозяев замка. Это принадлежит Радзивиллам.

Изразец из глины XVII века. Эх, реконструкция.

Доспехи на лошадей.

После получения Магдебургского права Несвижу, Мирский замок переходит в Несвижскую ординацию. В 1812 году последний наследник по мужской линии Домииник Радзивилл становится на сторону Наполеона и вместе с ним идет в атаку на российскую армию, а затем, вместе с ним, отступает во Францию, где и погибает. У него остается дочь, Стефания, которую берет под опеку императрица Мария Федоровна, мать Александра I. Повзрослев, Стефания выходит замуж за Льва Витгенштейна, сына Петра Витгенштейна. Вот такие вот причуды судьбы: отцы, Лев и Доминик, воевали между собой, а их дети сплелись в супружескую пару.
Александр Пушкин посвящал стихи юной Стефании и писал ей письма.

Бойницы при Радзивилле Сиротке были переделаны в оконные проемы, после того, как к стене примкнул дворец.

Вот этот закуток рассказывает о истории реставрации Мирского замка.

При последующем осмотре заставляют одевать бахилы. До чего удивлению не было предела, когда начинаешь вспоминать, что в Несвижском замке все ходят в грязной обуви по паркету и коврам.

Много где висят телевизоры. По ним рассказывают и показывают про Мирский замок и сам город Мир.

В XIX веке несмотря на мирное время, Мирский замок переживает темные времена. После брака Льва Витгенштейна и Стефании Радзивилл, замок переходит к роду Витгентшейнов. После смерти Стефании в 22 года, Лев женится повторно и уезжает в Германию. После его смерти замок переходит сыну Льва и Стефании Петру. Все основное время он живет за границей. Совсем редко наследник наведывается в Литву. Его бездетность приводит к тому, что перед своей смертью Петр Львович передает все наследство своей сестре Марии. Так как она считалась иностранкой, то по российским законам, не могла владеть литовской недвижимостью. Вместо принятия российского гражданства, она решает продать все доставшееся имущество.
Новым владельцем становится старинный литовский род Святополк-Мирских.
Проходим в кабинет князя Михаила Святополк-Мирского.

Столовая.

Внушительный потолок заставляет поднимать глаза вверх.

Шкуры волков в Охотничьем зале.

Картинная галерея. На заднем фоне радзивилловские портреты.

Гобелен XVIII века.

Наглядевшись на огромный зал, мы подходим к окончанию экскурсии и снимает бахилы. В то время, новая группа туристов, во главе необычного экскурсовода, с завязанным зеленым шарфом на шее, громко озвучивает цену на самый дорогой номер в гостинице Мирского замка, называя сумму в несколько миллионов. И начинает всем рассказывать как оно тут было, до появления телевизоров, интернетов, телефонов и лифтов...
Мы вновь держим путь в замковый двор.
Другие рассказы о Мире:А также вся серия рассказов «Исторические выходные».
Journal information